Spiral group

_________________________________________________________________________________

 

< Раздел “Язык Java > < Раздел “Технологии Java > < Основная страница >

 

История возникновения языка Java

 

Статья опубликована 14.07.2006

Последнее обновление: 18.03.2007

 

Предпосылки возникновения Java

 

Свое начало язык Java берет в 1990 году. В то время никто еще не мог даже предсказать глобальное развитие WWW (World Wide Web - "всемирная паутина"). Когда группа программистов фирмы Sun, не удовлетворенная существующим положением, поставила перед собой задачу разработки новой вычислительной среды, лишенную недостатков существующих сред.

Тогда компьютерная индустрия была поглощена резким ростом спроса на персональные компьютеры. Тем не менее, Sun Microsystems, занимающая заметную долю рынка серверов и высокопроизводительных станций, по мнению многих сотрудников и внешних экспертов не могла предложить ничего интересного для обычного пользователя персонального компьютера. Для них компьютеры от Sun представлялись слишком сложными и непонятными.

Поэтому Скотт МакНили (Scott McNealy), член совета директоров, президент и CEO (исполнительный директор) корпорации Sun, не был удивлен, когда 25-летний хорошо зарекомендовавший себя программист Патрик Нотон (Patrick Naughton), проработав всего 3 года, объявил о своем желании перейти в компанию NeXT. Они были друзьями, и Патрик объяснил свое решение просто и коротко - "они все делают правильно". Скотт задумался на секунду, и произнес историческую фразу. Он попросил Патрика перед уходом описать, что, по его мнению, Sun делает не верно. Надо было не просто рассказать о проблеме, но предложить решение, не оглядываясь на существующие правила и традиции, как будто в его распоряжении имеются неограниченные ресурсы и возможности.

Патрик Нотон выполнил просьбу, вложив в свое письмо все свои мысли и сердце. Он безжалостно раскритиковал новую программную архитектуру NeWS, над которой фирма работала в то время, а также привел свои восторженные оценки только что объявленной операционной системы NeXTstep. Среди его предложений были: привлечь профессиональных художников-дизайнеров, чтобы сделать пользовательские интерфейсы Sun приятными и привлекательными; выбрать одно средство разработки и сконцентрировать усилия на одной оконной технологии, а не на нескольких сразу (Нотон был вынужден поддерживать сотни различных комбинаций технологий, платформ и интерфейсов, используемых в компании); наконец, уволить практически каждого из Window Systems Group (они будут просто не нужны, если выполнить предыдущие условия).

Нотон, хотя и не рассчитывал на то, что кто-то обратит внимание на его письмо, все же изложил свои претензии, беспощадно раскритиковав недостатки Sun Microsystems. Он ожидал, что его письмо просто проигнорируют, но все же задержал свой переход в NeXT в ожидании какой-нибудь ответной реакции. Однако она превзошла все ожидания.

МакНили разослал это письмо всему управляющему составу корпорации, а те переслали его своим ведущим специалистам. Откликнулись буквально все, и, по общему мнению, Нотон описал то, что все подозревали, но боялись признать. Решающей оказалась поддержка Билла Джоя (Bill Joy) и Джеймса Гослинга (James Gosling). Билл Джой – один из основателей и вице-президент Sun, а также участник проекта по созданию операционной системы UNIX в университете Беркли. Джеймс Гослинг пришел в Sun в 1984 году (до этого он работал в исследовательской лаборатории IBM) и был ведущим разработчиком, в частности автором первой реализации текстового редактора EMACS на C. Эти люди имели огромный авторитет в корпорации.

Чтобы развить этот успех, надо было предложить какой-то совершенно новый, новаторский проект. Нотон объединился с группой технических специалистов, и они просидели до 4.30 утра, обсуждая базовые концепции такого проекта. Их получилось всего три: главное – потребитель, и все строится исключительно в соответствии с его интересами. Небольшая команда должна спроектировать небольшую же аппаратно-программную платформу и воплотить эту платформу в устройстве, которое будет предназначено для персонального пользования, удобно и понятно в обращении. Своего рода компьютер для обычных людей. Этих идей оказалось достаточно, чтобы Джон Гейдж (John Gage), руководитель научных исследований Sun, смог организовать презентацию для высшего руководства корпорации. Нотон изложил свои условия, которые он считал необходимыми для успешного развития этого предприятия: команда должна расположиться вне офиса Sun, чтобы не испытывать никакого сопротивления революционным идеям; проект будет секретным для всех, кроме высшего руководства Sun; аппаратная и программная платформы могут быть не совместимыми с любыми продуктами Sun; на первый год группе необходим миллион долларов.

 

Проект Green

 

5 декабря 1990 года, в день, когда Нотон должен был перейти в компанию NeXT, Sun сделала ему встречное предложение. Руководство согласилось поддержать все его пожелания. Ожидаемый результат - "создать что-нибудь необычайное". 1 февраля 1991 года Патрик Нотон, Джеймс Гослинг и Майк Шеридан (Mike Sheridan) вплотную приступили к проекту, который получил название Green.

Цель они выбрали себе амбициозную – выяснить, что станет следующей волной развития компьютерной индустрии (первыми считаются появление полупроводников и персональных компьютеров), и что необходимо разработать для успешного участия в ней. С самого начала проект не рассматривался как чисто исследовательский, задача была создать реальный продукт, устройство. Во время общения на ежегодном собрании Sun весной 1991 года, Гослинг заметил, что компьютерные чипы получили необычайное распространение, они применяются в видеомагнитофонах, тостерах, даже в дверных ручках гостиницы, где они жили! Тем не менее, до сих пор в каждом доме можно увидеть до трех пультов дистанционного управления - для телевизора, видеомагнитофона и музыкального центра. Так родилась идея разработать небольшое устройство с жидкокристаллическим сенсорным экраном, которое бы общалось с пользователем через анимацию, показывая, чем можно с его помощью управлять и как.

Чтобы создать такой прибор Нотон начинает работать над специализированной графической системой, Гослинг берется за программное обеспечение, а Шеридан занимается бизнес-вопросами. В апреле 1991 года команда выезжает из офиса Sun в новое помещение и отключается даже от внутренней сети корпорации. Они закупают разнообразные бытовые электронные устройства, такие как игровые приставки Nintendo, телевизионные приставки, пульты дистанционного управления, и играют в многочисленные игры целыми днями, чтобы лучше понять, как сделать пользовательский интерфейс легким в понимании и использовании.

В качестве идеального примера Гослинг отмечал, что современные тостеры с микропроцессорами имеют точно такой же интерфейс, что и тостер его мамы, который служит уже 42 года. Он считал, что к этому должны стремиться все бытовые устройства, как, например, современный сигнал цветного телевидения можно принять с помощью черно-белого телевизора 50-х годов производства.

Очень быстро исследователи обнаружили, что практически все устройства построены на самых разных центральных процессорах. Это означает, что добавление новых функциональных возможностей крайне затруднено, так как необходимо учитывать ограничения и, как правило, довольно скудные возможности используемых чипов.

Когда же Гослинг побывал на музыкальном концерте, где смог воочию наблюдать сложное переплетение проводов, огромное количество колонок и полуавтоматических прожекторов, которые, казалось, согласовано танцуют в такт музыке, он понял, что будущее за объединением сетей, компьютеров, и других электронных устройств в единую согласованную инфраструктуру.

Сначала Гослинг попытался модифицировать С++, чтобы создать язык для написания программ, минимально ориентированных под конкретные платформы. Однако очень скоро стало понятно, что это практически невозможно. Основное достоинство С++ - скорость программ, но отнюдь не их надежность. А надежность работы для обычных пользователей должна быть так же абсолютно гарантирована, как и совместимость обычных электрических вилки и розетки.

Поэтому в июне 1991 года Гослинг, который написал свой первый язык программирования в 14 лет, начинает разработку замены C++. Создавая новую директорию и раздумывая, как ее назвать, он выглянул в окно, и взгляд его остановился на растущем под ним дереве. Так язык получил свое первое название - Oak (дуб). Основанный на C++, язык был упрощен до минимума для того, чтобы быть совместимым с ограниченными ресурсами чипов в карманных устройствах. Спустя несколько лет, на основе маркетинговых исследований имя сменили на Java. Всего несколько месяцев потребовалось, чтобы довести разработку до стадии, когда стало возможным совместить новый язык с графической системой, над которой работал Нотон.

Уже в августе команда смогла запустить первые программы, демонстрирующие работу будущего устройства. Само устройство, по замыслу создателей, должно было быть размером с обычный пульт дистанционного управления, работать от батареек, иметь привлекательный и забавный графический интерфейс, и в конце концов стать любимой (и полезной!) домашней игрушкой.

Чтобы построить этот не имеющий аналогов прибор, находчивые разработчики применили "технологию молотка". Они попросту находили какой-нибудь аппарат, в котором были подходящие детали или микросхемы, разбивали его молотком и таким образом добывали необходимые части. Так были получены основной жидкокристаллический экран, сенсорный экран и миниатюрные встроенные колонки. Центральный процессор и материнская плата были специально разработаны на основе высокопроизводительной рабочей станции Sun. Было придумано и оригинальное название проекту - *7, или Star7 (с помощью этой комбинации кнопок можно было ответить с любого аппарата в офисе на звонок любого другого телефона, а поскольку редко кого из них можно было застать на рабочем месте, эти слова очень часто громко кричались на весь офис). Проект *7 (Star Seven) был всего лишь частью большего проекта The Green Project.

Для придания привлекательности интерфейсу Джо Палранг создал забавный персонаж Дьюк (Duke), который всегда был готов помочь пользователю в выполнении его задач. В дальнейшем он стал неразлучным спутником Java, счастливым талисманом, он присутствует во многих документах, статьях, примерах кода.

 

 

Задача была совершенно новая, не на что было опереться, не было никакого опыта, никаких предварительных наработок. Команда трудилась, не прерываясь ни на один день. В августе 1991 года произошла первая демонстрация для Билла Джоя и Скотта МакНили. В ноябре группа снова подключились к сети Sun по модемной линии. Чем дальше развивался проект, тем больше новых членов присоединялось к команде разработчиков. Примерно в то время было придумано название для той идеологии, которую они создавали, - "1st Person" (условно можно перевести как "первое лицо").

Наконец, 4 сентября 1992 года Star7 был завершен и продемонстрирован МакНили. Это было небольшое устройство с 5" цветным (16 бит) сенсорным экраном без единой кнопки. Чтобы включить его, надо было просто дотронуться до экрана. Весь интерфейс был построен как мультик - никаких меню! Дьюк перемещался по комнатам забавно нарисованного, "мультяшного" дома, чтобы управлять им, надо было просто водить пальцем – никаких специальных органов управления. Можно было взять виртуальную телепрограмму с нарисованного дивана, выбрать передачу и "перетащить" ее на изображение видеомагнитофона, чтобы запрограммировать его на запись. Результат превзошел все ожидания!

Стоит напомнить, что устройства типа карманных компьютеров (PDA), начиная с Newton, появились заметно позже, не говоря уже о цветном экране. Это было время 286i и 386i процессоров Intel (486i уже появились, но были очень дороги) и MS DOS, даже мышь еще не была обязательным атрибутом персонального компьютера.

Руководство Sun было просто в восторге, появилось отличное оружие против таких могучих конкурентов, как HP, IBM и Microsoft. Созданная технология была способна отнюдь не только демонстрировать мультики. Объектно-ориентированный язык Oak был готов стать достаточно мощным инструментом для написания программ, которые могут работать в сетевом окружении. Его объекты, свободно распространяющиеся по сети, работали бы на любом устройстве, начиная с персонального компьютера и заканчивая обычными бытовыми видеомагнитофонами и тостерами.

На презентациях Нотон рисовал область применения Oak, изображая домашние компьютеры, машины, телефоны, телевизоры, банки и соединяя их единой сетью. Целое приложение, например, для работы с электронной почтой, могло быть построено в виде группы таких объектов, причем им было не обязательно располагаться на одном устройстве. Более того, как язык, ориентированный на распределенную архитектуру, Oak имел механизмы безопасности, шифрования, процедур аутентификации, причем все эти возможности были встроенные и, таким образом, незаметные и удобные для пользователя.

 

Компания First Person

 

Крупные компании-производители, такие как Mitsubishi Electric, France Telecom, Dolby Labs, заинтересовались новой технологией, начались переговоры. Шеридан подготавливает бизнес-план с оригинальным названием "Beyond the Green Door" ("За зеленой дверью"), в котором предлагает Sun учредить дочернюю компанию для продвижения платформы Oak на рынок. 1 ноября 1992 года создается компания FirstPerson, которую возглавила Вэйн Роузинг (Wayne Rosing), перешедшая из Sun Labs.

По сути, Sun переименовало группу Green в компанию First Person, полностью находящейся в ее владении. Новая компания имела интересную концепцию, однако не знала, куда ее приложить. Ключевым предложением было: “Разработать и лицензировать операционную среду для бытовых приборов, которая давала бы услугам и информации возможность убедительного представления через возникающую цифровую инфраструктуру”. Предлагаемая среда должна была быть распределенной по сети совершенно непохожих устройств, использующих для коммуникации потоки байтов. Потоки байтов должны были бы интерпретироваться видеомагнитофонами, тостерами и домашней сигнализацией.

Однако к этому предложению не хватало конкурентоспособной, рыночной идеи. Команда провела весь 1993 год в поисках бизнес-приложения для новой технологии.

Арендуется роскошный офис, число сотрудников возрастает с 14 до 60 человек. Тем не менее не все складывается так гладко, поскольку команда просчитывается в ряде вопросов. В дальнейшем оказалось, что стоимость подобного решения (процессор, память, экран) составляет не менее $50. Производители же бытовой техники привыкли платить ничтожные суммы за дополнительную функциональность, облегчающую использование их продуктов.

В это время внимание компьютерной индустрии захватывает идея интерактивного телевидения, создается ощущение, что именно оно станет следующим революционным прорывом. Поэтому, когда в марте 1993 года Time Warner объявляет конкурс для производителей компьютерных приставок к телевизору для развертывания пробной сети интерактивного телевидения, FirstPerson полностью переключается на эту задачу. И снова неудача - победителем оказывается Джеймс Кларк (James Clark), основатель Silicon Graphics Inc., несмотря на то, что технологически его предложение уступает по возможности Oak.

Впрочем, через год проект Time Warner и SGI проваливается, а Джеймс Кларк создает компанию Netscape, которая еще сыграет важную роль в успехе Java. Другим потенциальным клиентом стал производитель игровых приставок 3DO. Понадобилось всего 10 дней, чтобы портировать Oak на эту платформу, однако после трехмесячных переговоров, директор 3DO потребовал полные права на новый продукт, и сделка не состоялась.

Наконец, в начале 1994 года стало понятно, что интерактивное телевидение оказалось ошибкой. Было много ожиданий, но им не суждено стать реальностью. Анализ состояния FirstPerson показал, что компания не имеет ни одного клиента или партнера, и ее дальнейшие перспективы довольно туманны. Руководство Sun требует немедленного составления нового бизнес-плана, позволяющего компании начать приносить прибыль.

 

Oak и WWW

 

В погоне за идеей интерактивного телевидения многие участники компьютерного рынка совершенно пропустили поистине эпохальное событие. В апреле 1993 года Марк Андриссен (Marc Andreessen) и Эрик Бина (Eric Bina), работающие в Национальном Центре Суперкомпьютерных Приложений (National Center for Supercomputing Applications, NCSA) при университете Иллинойс, выпустили первую версию графического браузера ("обозревателя") Mosaic 1.0 для WWW.

Хотя Internet существовал на тот момент уже около 20 лет, пользоваться им было очень неудобно. На тот момент превалировали протоколы связи (FTP, telnet и т.п.). Глобальная Сеть интенсивно использовалась лишь в академической и государственной среде.

Mosaic же основывался на новом языке разметки гипертекстовых документов (HyperText Markup Language, HTML), который с 1991 года разрабатывался в Европейском Институте Физики Частиц (CERN) специально для представления информации в Интернете. Этот формат позволял просматривать текст и изображения, а главное – поддерживал ссылки, с помощью которых можно было одним нажатием мыши перейти как на другую часть той же страницы, так и на страницу, которая могла располагаться совсем в другой части сети и географического мира.

Именно такие перекрестные обращения, используя которые пользователь мог совершенно незаметно для себя посетить множество узлов Интернета, и позволили считать все HTML документы связанными частями единого целого - Всемирной Паутины (World Wide Web, WWW). И самое важное – все эти новые достижения были совершенно бесплатно доступны для всех желающих.

Впервые обычные пользователи персональных компьютеров безо всякой специальной подготовки могли пользоваться глобальной сетью не только для решения рабочих вопросов, а для поиска информации на самые разные темы. Количество документов в пространстве WWW стало расти экспоненциально, и очень скоро сеть Интернет стала поистине Всемирной.

Правда, со временем обнаружилось, что такой способ организации и хранения информации очень напоминает свалку, в которой крайне трудно найти данные по какому-нибудь конкретному вопросу, однако, эта тема относится к совершенно другому этапу развития компьютерного мира.

Итак, совершенно необъяснимым способом Sun не замечает зарождения новой эпохи. Технический директор Sun впервые увидел Mosaic лишь три месяца спустя! И это притом, что около 50% серверов и рабочих станций в сети Интернет были произведены именно Sun.

Новый бизнес-план FirstPerson ставил цель, которая была неким промежуточным шагом от интерактивного телевидения к возможностям Интернета. Идея заключалась в создании платформы для кабельных компаний, конечными пользователями которой были бы обычные пользователи персональных компьютеров, объединенные сетями таких компаний.

Используя технологию Oak, разработчики могли бы создавать приложения, по функциональности аналогичные обычным программам, однако обладающие интерактивностью, позволяющей пользователям легко обмениваться любой информацией через сеть. Ожидалось, что такие сети в итоге и разовьются в полноценное интерактивное телевидение, и тогда Oak станет полноценным решением для этой индустрии.

Об Интернете и Mosaic пока не говорилось ни слова. По многим причинам этот план не устроил руководство Sun (он плохо соответствовал главному ожиданию – новая разработка должна была привести к увеличению спроса на продукты Sun). Из-за отсутствия перспектив половина сотрудников FirstPerson была переведена в только что созданную команду Sun Interactive, которая продолжила заниматься мультимедиа-сервисами уже без Oak.

Все предприятие оказалось под угрозой бесславной кончины, однако в этот момент Билл Джой снова оказал поддержку проекту, который вскоре дал миру платформу Java.

Когда создатели FirstPerson наконец обратили внимание на Интернет, они поняли, что функциональность тех сетевых приложений, для которых они создавали Oak, очень близки к WWW. Билл Джой вспомнил, как он двадцать лет назад принял участие в разработке UNIX в Беркли, и затем эта операционная система получила широчайшее распространение благодаря тому, что ее можно было загрузить по сети совершенно бесплатно.

Такой принцип бесплатного распространения коммерческих продуктов создал саму WWW, тем же образом компания Netscape вскоре стала лидером рынка браузеров, так многие технологии получили возможность захватить долю рынка в кратчайшие сроки. Эти новые идеи при поддержке Джоя окончательно убедили руководство Sun, что Интернет может стать воскрешением платформы Oak (кстати, этот новый проект поначалу называли "Liveoak").

В итоге Джой садится писать очередной бизнес-план и отправляет Гослинга и Нотона начинать работу по адаптации Oak для Интернета. Гослинг пересматривает программный код платформы, а Нотон берется за написание "убойного" приложения, которое бы сразу продемонстрировало всю мощь Oak для Интернета.

В самом деле, эти технологии прекрасно подошли друг другу. Языки программирования всегда играли важную роль в развитии компьютерных технологий. Мейнфреймы не были особенно полезны, пока не появился Cobol. Благодаря языку Fortran от IBM, компьютеры стали широко применяться для научных вычислений и исследований. Basic – самый первый продукт от Microsoft - позволил всем программистам-любителям легко создавать программы для своих персональных компьютеров. Язык С++ стал основой для развития графических пользовательских интерфейсов, таких как Mac OS и Windows.

Создатели Oak сделали все, чтобы эта технология сыграла такую же роль в программировании для Интернет. Несмотря на то, что к середине 1994 года WWW достиг невиданных размеров (конечно, по меркам того времени), веб-страницы продолжали быть больше похожими на обычные бумажные издания, чем на интерактивные приложения. По большей части вся работа в сети заключалась в отправке запроса на веб-сервер и получении ответа, который содержал обычный статический HTML-файл, отображаемый браузером на стороне клиента.

Однако уже тогда функциональность веб-серверов расширялась с помощью CGI (Common Gateway Interface). Эта технология позволяла по запросу клиента запускать обычную программу на сервере и ее результат отсылать обратно в качестве ответа. Поскольку в то время скорость каналов связи была невысокой (хотя, похоже, пользователи никогда не будут удовлетворены возможностями аппаратуры), то клиент мог ждать несколько минут, чтобы лишь увидеть сообщение, что он ошибся в одной букве запроса. Динамическое построение графиков при таком способе реализации означало бы генерацию GIF-файлов в реальном времени. А ведь зачастую клиентские машины являются полноценными персональными компьютерами, которые могли бы брать значительную часть работы взаимодействия с пользователем на себя, разгружая сервера.

Вообще, клиент-серверная архитектура, просто необходимая для большинства сложных корпоративных (enterprise) приложений, обладает рядом существенных технических сложностей. Основная идея – разместить общие данные на сервере, чтобы создать единое информационное пространство для работы многих пользователей, а программы, отображающие и позволяющие удобно редактировать эти данные, выполняются на клиентских машинах. Очень часто в корпорации используется несколько аппаратных платформ (это может быть как "историческое наследие", так и следствие того, что различные подразделения, решая разные задачи, нуждаются в различных компьютерах).

Следовательно, приложение необходимо развивать сразу в нескольких вариантах, что существенно удорожает поддержку. Кроме того, обновление клиентской части означает, что нужно перенастроить все компьютеры компании в кратчайший срок. А ведь часто обновлениями могут заниматься несколько групп разработчиков.

Попытка придать интернет-браузерам возможности полноценного клиентского приложения встречает еще большие трудности. Во-первых, обычные сложности предельно возрастают – в Интернете представлены поистине все существующие платформы, а количество и географическая распределенность пользователей делает быстрое обновление просто невозможным. Во-вторых, особенно остро встает вопрос безопасности. Через сеть удивительно быстро распространяется не только важная информация, но и вирусы. Текстовая информация и изображения не несут в себе никакой угрозы для клиентской машины, другое дело – исполняемый код. Наконец, приложения с красивым и удобным графическим интерфейсом, как правило, имели немаленький размер, недаром основным способом их распространения являлись CD-ROM'ы. Понятно, что для Интернета необходимо было серьезно поработать над компактностью кода. Если оглянуться на историю развития Oak, то становится понятно, что эта платформа удивительным образом отвечает всем перечисленным требованиям интернет- программирования, хотя и создавалась во времена, когда про WWW никто даже и не думал. Видимо, это говорит о том, насколько верно предугадали развитие индустрии участники проекта Green.

 

Возрождение Oak

 

Для победного нашествия Oak не хватало последнего штриха – браузера, который бы поддерживал эту технологию. Именно он должен был стать тем самым "убойным" приложением Нотона, которое завершало почти пятилетнюю подготовительную работу перед официальным объявлением новой платформы.

Нотон и Джонатан Пейн написали браузер со встроенным интерпретатором Java и назвали его WebRunner.  Нотону потребовался всего один выходной, чтобы написать основную часть программы. Это было в июле, а в сентябре 1994 года WebRunner уже демонстрировался руководству Sun.

Небольшие программы, написанные на Oak для распространения через Интернет, назвали апплетами (applets), и на первом примере такого апплета Дьюк махал ручкой своим создателям. Следующая демонстрация происходила на конференции, где встречались разработчики интернет-приложений и представители индустрии развлечений. Когда Гослинг начал презентацию WebRunner, аудитория не проявила большого интереса, решив, что это просто клон Mosaic.

Тогда Гослинг провел мышкой над сложной трехмерной моделью химической молекулы. Следуя за курсором, модель поворачивалась по всем направлениям! Сейчас это, возможно, не производит такого впечатления, однако надо представить, что в то время это было подобно переходу от картин к кинематографу.

Следующий пример демонстрировал анимированную сортировку. Вначале изображался набор отрезков разной длины. Затем синяя и красная линии начинали бегать по этому набору, сортируя их по размеру. Пример тоже нехитрый, однако наглядно демонстрирующий, что на стороне клиента появляется полноценная программная платформа. Оба эти апплета сейчас являются стандартными примерами и входят в состав Java Development Kit любой версии.

Успех этой демонстрации, которая закончилась бурными аплодисментами, показал, что Oak и WebRunner готовы устроить революцию в Интернете, так как все участники конференции начали переосмысление возможностей, которые предоставляет Всемирная Сеть. Кстати, к тому времени в начале 1995 года, когда стало ясно, что официальное объявление уже близко, за дело взялись маркетологи.

По результатам их исследований Oak был переименован в Java, а WebRunner стал называться HotJava. Многие тогда сильно удивлялись, что дало повод для такого решения. Основная легенда гласит, что Java – это сорт кофе (такой кофе действительно есть), который очень любили программисты. Видимо, примерно по той же логике появилось и название HotJava (горячая Java).

Тема кофе навсегда останется в названиях (технология создания компонент названа Java Beans – зерна кофе, специальный формат для архивирования файлов с Java программами JAR - банка с кофе и т.д.) и логотипах, а сам язык критики стали называть "для кофеварок". Впрочем, сейчас все уже привыкли и не задумываются над названием, возможно, это и было целью (а тем, кто продолжает высказывать недовольство, приводят альтернативные варианты, которые рассматривались - Neon, Lyric, Pepper или Silk).

Согласно плану спецификация Java, реализация платформы и HotJava должны были свободно распространяться через Интернет. С одной стороны, это позволяло в кратчайшие сроки распространить технологию по всему миру и сделать ее стандартом де-факто для интернет-программирования. С другой стороны, при помощи всего сообщества разработчиков, которые бы высказывали свои замечания, можно было гораздо быстрее устранить все возможные ошибки и недоработки.

Однако в конце 1994 года пока лишь считанные копии были распространены за пределы Sun. В феврале 1995 года выходит, возможно, первый пресс-релиз, сообщающий, что вскоре альфа-версии Oak и WebRunner будут доступны для всеобщего внимания. Когда это случилось, команда стала считать каждый случай, когда кто-то загрузил продукты для просмотра. Вскоре пришлось считать уже сотнями. Затем решили, что если удастся достигнуть 10.000, то это будет означать "просто ошеломляющий успех". Дожидаться 10.000 пришлось совсем не так много времени, как они могли предполагать. Интерес нарастал лавинообразно, после просмотров приходило большое количество писем, и мощности интернет-канала стало все время не хватать.

На письма всегда отвечали очень подробно, что по началу можно было делать, не отрываясь от работы. Затем по очереди стали назначать одного разработчика, чтобы он в течение недели только писал ответы. Наконец, потребовался специальный человек, так как письма приходили уже по 2-3 тысячи в день. Вскоре руководство Sun осознало, что такой ошеломляющий успех Java не имеет никакого бюджета или плана для рекламы и других акций продвижения на рынок. Первым таким событием становится публикация 23 марта 1995 года в газете Sun Jose Mercury News статьи с описанием новой технологии, в которой приводился адрес официального сайта http://java.sun.com/ , который по сей день является основным источником информации по Java.

 

Рождение Java

 

Наконец, вся подготовительная работа стала подходить к своему логическому завершению. Официальное объявление Java, уже получившей широкое признание и подающей самые радужные надежды, должно было произойти на конференции SunWorld. Ожидалось, что это будет короткое информационное объявление, так как главная цель этого мероприятия - UNIX-системы.

Однако все произошло не так, как планировалось. В 4 часа утра в день конференции, после длинных и сложных переговоров, Sun подписывает важнейшее соглашение. Вторая сторона - компания Netscape, основанная в апреле 1994 года Джеймсом Кларком (он уже сыграл роль в судьбе Oak два года, когда перехватил предложение от Time Warner) и Марком Андриссеном (создателем NCSA Mosaic).

Эта компания являлась лидером рынка браузеров после того, как в декабре 1994 года вышла первая версия Netscape Navigator, которая была открыта для бесплатного некоммерческого использования, что позволило занять на тот момент 75% рынка. 23 мая 1995 года технология Java и HotJava были официально объявлены Sun, и тут же было сообщено, что новая версия самого популярного браузера Netscape Navigator 2.0 будет поддерживать новую технологию. По сути, это означало, что отныне Java становится такой же неотъемлемой составляющей WWW, как и HTML. Во второй раз презентация закончилась бурными аплодисментами всех присутствующих. Победное шествие Java началось.

 

В настоящее время все работы, связанные со средой Java, ведет дочерняя фирма Java Soft. Ее информационный сервер расположен по адресу www.javasoft.com.

Начиная с 1995 года компания Sun Microsystems выпустила в свет шесть основных версий набора инструментальных средств Java Software Development Kit. Наиболее серьезные изменения претерпела пятая версия, в которой были изменены, расширены и добавлены фундаментальные понятия. На протяжении последних лет объем интерфейса прикладных программ возрос с 200 до 3000 классов. Теперь он охватывает самые разные области программирования – создание пользовательского интерфейса, управление базами данных, интернационализацию, обеспечение безопасности и обработку данных с помощью языка XML.

 

 

Ссылки:

 

1. Николай Вязовик, Евгений Жилин (Центр Sun технологий МФТИ). Программирование на Java. Методическое руководство для преподавателей. Лекция 1. Что такое Java? История создания. – 2003. – 30 с.

 

 

 

 

Автор:

 

 

Загребин Виктор Александрович

 

 

< Раздел “Язык Java > < Раздел “Технологии Java > < Основная страница >

 

Hosted by uCoz